Борец за чистоту контекста (nepoma) wrote,
Борец за чистоту контекста
nepoma

Category:
Леонида Аристидовича Кассо до потери сознания избили на возале в Берлине. Избила немецкая чернь 25 июля (явно по старому стилю, хотя какое это имеет значение). По случаю начала Первой мировой войны. Ответом были погромы немецких предприятий в столицах и прочих городах России. Не сразу, но впоследствии. Когда стало понятно, что немец, он совсем не брат, и Бисмарк ему не указ.
Неизвестно, от унижения ли, или от того, что побои были болезненны, или вообще по причине, не связанной с данным инцидентом, но в том же году, в конце осени или начале зимы (в зависимости от системы счисления) Леонид Аристидович умер.
К тому времени Леонид Аристидович Кассо был уже четвертый год министром народного просвещения Российской империи. Что делал министр народного просвещения накануне объявления Германией войны России в Берлине, кого просвещал или наоборот, неизвестно. Может, просто в отпуске был или проездом на водах.
Будучи по сути не плохим юристом, Кассо слыл в интеллигентских кругах просвещенной России ужасным ретроградом. Как он ретроградил и кошмарил отечественную просвещенную интеллигенцию занятно. Но среди прочих примеров был издан циркуляр (где бы источник найти, чтобы понять к кому он обращен), в котором черным по белому: "Ввиду явно непристойного характера нового, входящего в большое распространение танца под названием "танго" и впоследствии полученных Министерством народного просвещения сведений об отдельных попытках обучения ему учащихся, покорнейше прошу Ваше Превосходительство принять строжайшие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях вверенного Вам учебного округа, а равно, чтобы ученики как мужских, так и женских учебных заведений не посещали танцклассов, в коих преподается бесстыдство "танго"...
Вот так... Не любили танго в официозных кругах дореволюционной России. Но вот что пишет, описывая Петербург 1914 года, прекрасный пропагандист (несколько страниц в художественного текста, и ты уже знаешь, как относиться к Перовой мировой, кто виноват и кому сочувствовать) Алексей Толстой в "Хождениях по мукам":
"Замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна, — он жил словно в ожидании рокового и страшного дня."
Толстой пишет это в середине 20-х, когда НЭП и прочая (в частности танго) чуждая идеям пролетарской революции фигня творилась в стране.
Вот так — предсмертный гимн, бессильно-чувственные звуки.
Рожденное на другом континенте и крещенное Леопольдо Лугонесом “рептилией из лупанара”, танго, перебравшись через океан и заразив своей чувственностью не одну страну, в России становится по мысли Толстого приметой времени, приметой разложения и гниения старого мира. Мир изменился, приметы схлынули, заменившись на другие, а танго осталось. Не всегда понятно, что приметы, а что суть.

Картинка, понятное дело, для привлечения внимания.
Tags: tango, танго
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments