Борец за чистоту контекста (nepoma) wrote,
Борец за чистоту контекста
nepoma

Category:
Сам не понимаю, зачем это я, как будто мало по этому поводу уже. Но эта единственная просмотренная серия “Чернобыля”… Ничего в ней выдающегося нет, просто информационный повод для.

Для кого Чернобыль — явление, такое же близкое, как и Ледовое побоище или там Октябрьская социалистическая революция, битва при Майпу, те наверно могут воспринимать сериал на чистом глазу. Со всеми открытиями а-ля “а мужики-то не знают”. Держа в уме худ. достоинства. Для кого Чернобыль — не пустой звук, не исток компьютерной игры, у них наверно все это иначе.
Вероятность того, что я стал бы ликвидатором, мала. Почти нулевая. И если бы стал, то не в первые месяцы, страшные и драматичные, а потом. Ликвидация продолжалась долгие годы. Получаемая профессия не отрицала такой возможности. Да, приходилось разговаривать с теми, кто там бывал. Профессионалами, не пушечным мясом. Да, видел опускаемые в печи Ленспецкомбината трупики барашков или собачек, не помню точно кого. Да, диссер на тему захоронения РАО (и РАО тут не Российское авторское общество). Да, приходилось читать зарубежные статотчеты о смертности среди переселенцев с зараженных территорий. Но это было давно, а потому практически неправда. Но тем не менее, вся это, как говорится, обязывает смотреть (или не смотреть) сериал глазами не просто зрителя, жаждущего попкорна/ада и прочих эквилибров драматургии.

В серии (по несуразности моей это была последняя серия) одно хорошо — это научно-популярная лекция для зрителей (как и для судейских чинов, остальные там профессионалы), в которой рассказывается версия того, что же там рвануло. Полезная информация для любознательных, не желающих обратиться хотя бы к пикиведии. Все ж остальное — кинематографическая херня. Последние цифры (именно на них я понял, что смотрю последнюю серию вместо первой) — это из разряда “больше ада в нашей песочнице, еще больше”. Понятно, что сделано это, во-первых, в угоду катарсису, драматизму ради и прочее, прочее, демоны прочь.

Всегда считал, что Чернобыль — это беда системы. Не именно взрыв на станции, а все вкупе. Советской. Потому что система тогда была такая. А не другая. Думаю, что это беда была бы любой системы. С вариациями в ту или иную сторону. Потому что не было тогда опыта борьбы с такой бедой. Безусловно, были регламенты, были планы эвакуации, были планы мероприятий по ликвидации, но реального опыта не было. Ни у кого. И то, что сделали тогда советские люди — это подвиг. Сегодняшние наверно бы разбежались. Можно было бы обойтись меньшими потерями? Сейчас не переиграть, а потому сказать нельзя. И не сравнить. Можно было бы не доводить до аварии? Можно. Но так случилось. Плох ли реактор? Не надежен? Конструкторские недоработки? Если допустить обезьяну с гранатой — рванет система любой надежности. Наебывала ли система своих граждан? Какая система не наебывает?

Слоган “узнай цену лжи”, когда фильм начинается со лжи (скажем, с искажения фактов в угоду драматургическим выгодам), несколько блекнет. Понимаю, что слоган — всего лишь атрибут нынешнего кино (которое сегодня не кино само по себе, а набор таких атрибутов, как елка в игрушках и лампочках), наряду с другими: бокс-офис, звезды-хуезды, всякие ништяки в виде плюшек в макдональдсе, капслочные “от создателей какой-то бла-бла-бла”, “оскароносная”, фестивальная тусня. Но этим слоганом корректируется зрительское восприятие, и зритель думает, как нехорошо обманывать папу, маму, дядю, сына-дочку.
Повторяю, те, для кого Чернобыль случайное слово, сериал можно смотреть, как любое другое кино. В моем случае — нет. Какие-то искажения фактов в угоду драматургическим (иначе катарсис будет не полноценным) выгодам формируют у меня негативную оценку. Именно в этом случае.

Вряд ли у создателей сериала были какие-то плохие мысли. Типа, плохо сказать про кого-то, наехать на Росатом или что там еще им вменяют. Главное — заработать денег на его показе. Остальное — побочное. И наверно еще одно — что на такой тяжелой теме можно делать в той или иной мере резонансное кино.

А теперь, чтобы пригасить пафос, скажу: если бы в сериале было несколько негров (ну, например, Легасова сыграл бы Форест Уитакер), то накал дискуссии был бы на два порядка ниже. И права, на мой взгляд, сама того не ведая, та британка (британка?), которая высказала претензию об отсутствии негров в сериале. Негры бы спасли наше общество от раскола. Но, блять, где ж их, сука, на западе взять!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments